Инновационная деятельность педагогического коллектива лицея направлена на формирование образовательной среды лицея, соответствующей современному этапу развития общества, включающую новые механизмы взаимодействия всех участников образовательного процесса, предполагающие активную роль каждого, создание информационной образовательной среды, приоритетное направление на выявление и работу с талантливыми и одаренными детьми, на личностное развитие обучающихся, на повышение степени интеграции молодых граждан страны в социально-экономические, общественно-политические и социокультурные отношения.
В основу организации образовательной среды лицея положены следующие принципы:
• обновление содержания образования в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся и их родителей (законных представителей);
• обеспечение развития способностей, познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных и талантливых, через организацию учебной и внеурочной деятельности, социальной практики, общественно-полезной деятельности, систему кружков, клубов, секций, студий с использованием возможностей учреждений дополнительного образования детей, культуры и спорта;
• индивидуализация процесса образования посредством проектирования и реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, обеспечения их эффективной самостоятельной работы при поддержке педагогических работников и тьюторов;
• обеспечение высокого качества образования, его доступности и открытости для обучающихся, их родителей ( законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;
• гарантия охраны и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся;
• участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии основной образовательной программы основного общего образования и условий ее реализации;
• организация сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, направленного на повышение эффективности образовательного процесса;
• включение обучающихся в процессы преобразования социальной среды района и города, формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ;
• формирование у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской и художественной деятельности;
• формирование у обучающихся экологической грамотности, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни;
• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
• эффективное использование профессионального и творческого потенциала педагогических и руководящих работников лицея, повышение их профессиональной, коммуникативной, информационной и правовой компетентности;
• эффективное управление образовательным учреждением с использованием информационно-коммуникационных технологий, современных механизмов финансирования.
Реализация принципов организации образовательной среды лицея обеспечивается лицейскими проектами, которые педагогический коллетив лицея определил в «Программе развития МАОУ «Классический лицей № 1″».
Проект «Технология создания событийного образовательного пространства лицея и тьюторского сопровождения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся»
Лицей является областной инновационной площадкой по разработке и экспериментальной апробации модели и технологии функционирования образовательного учреждения повышенного типа в условиях выбора и реализации индивидуальных образовательных траекторий по проблеме: «Технология создания событийного образовательного пространства лицея и тьюторского сопровождения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся».
Идея проекта является логическим продолжением работы педагогического коллектива лицея в рамках областной экспериментальной площадки «Лицей полного дня: реализация компетентностного подхода в условиях обучения без домашних заданий», итогом которой является создание и апробация новых форм и методов организации жизнедеятельности лицеистов и педагогического сопровождения образовательного процесса в режиме полного дня, таких как система индивидуальной и групповой самоподготовки в режиме личного выбора и реализации лицеистами индивидуальной образовательной траектории, опыт работы по организации событийной деятельности разновозрастных групп лицеистов, временных исследовательских микрогрупп и клубных объединений по интересам; повышение квалификации и приобретение педагогического опыта учителями лицея в форме тьюторского сопровождения образовательного процесса.
Целью работы в рамках проекта является мотивация лицеистов к инновационной деятельности, изобретательству и техническому творчеству; создание условий для раскрытия творческого и научного потенциала; обеспечение адресного подхода; сопровождение носителей инновационного потенциала на протяжении всего процесса обучения; выстраивание профессиональных установок и карьерных траекторий; вовлечение лицеистов в общественно-политическую жизнь общества; популяризацию здорового образа жизни.
Одним из важных условий для решения поставленной задачи является особое образовательное пространство – пространство свободы школьника, требующее от него принятия решений, активной деятельности и позволяющего реализовать свои возможности и амбиции.
Такое образовательное пространство должно быть наполнено различными событиями: олимпиадами, конкурсами, соревнованиями, научно-практическими конференциями, различными проектами, выпуском газет и видеоновостей, организацией праздников и т.д. Разнообразие и количество таких образовательных событий должно быть достаточным для вовлечения в деятельность и самореализации каждого лицеиста.
На контрасте с привычными форматами обучения и образования, событие предполагает обучение в действии, включение в инициативные формы порождения и оформления знания. Образовательное событие — это способ инициирования образовательной активности учащихся, деятельностного включения в разные формы образовательной коммуникации, интереса к созданию и презентации продуктов учебной и образовательной деятельности. В этих условиях возникает необходимость появления нового педагогического действия – тьюторского сопровождения.
Сформированное образовательное пространство предполагает разнообразные тьюторские позиции: учителя-предметника в позиции тьютора и собственно тьютора, каждый из которых может решать комплексные задачи тьюторского сопровождения индивидуальной образовательной траектории обучающихся, включающие:
• сопровождение научного(предметного) интереса,
• расширения пространства образовательного выбора,
• совместного проживания образовательных событий,
• сопровождение освоения новой деятельности, построение проектов и программ, направленных на индивидуализацию.
Педагогический коллектив лицея сформулировал следующую гипотезу проекта: создание индивидуальных образовательных траекторий обучающихся и их тьюторское сопровождение в насыщенном образовательном пространстве, включающем внутренние и внешние относительно лицея образовательные события, вовлечение обучающихся в практическую результативную деятельность обеспечит формирование готовности и способности обучающихся к самоопределению и самореализации, развитие их социально и личностно значимых установок и продуктивного стиля мышления.
Результатом личностной составляющей проекта является формирование у обучающихся таких компетенций, как умение анализировать, моделировать и прогнозировать свою деятельность, выбирать главное, формулировать цель деятельности, ориентироваться в информационном пространстве, и таких качеств, как самостоятельность, способность к творчеству и исследованию, к социальному взаимодействию, толерантность, потребность в самовоспитании, самообучении, самоорганизации.
Реализация комплекса мероприятий в рамках проекта позволяет решать проблемы качества и успешности обучения, самореализации обучающихся, добиться значительных результатов детей в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах.
Программа «Сетевые проекты профессионального развития как фактор становления детского творческого потенциала и раскрытия детской одарённости».
Лицей является участником федеральной сетевой (совместно с районным Домом детского творчества и СОШ №67) инновационной площадки по апробации и внедрению модульной программы «Сетевые проекты профессионального развития как фактор становления детского творческого потенциала и раскрытия детской одарённости». Головная научная организация площадки – федеральный «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» (приказ №2 от 30.01.2020г).
Целью работы площадки является проектирование инновационных моделей деятельности и образовательных технологий, ориентированных на раскрытие детского творческого потенциала, поддержку семьи и реализацию воспитательных программ на основе фундаментальных и прикладных разработок в области антропологии образования в соответствии со стратегическими ориентирами развития российского образования.
В содержательном плане федеральная инновационная площадка обеспечивает: разработку и опытно-практическую проверку концептуальных теоретических основ детской психологии с учётом реалий и тенденций развития современного постиндустриального информационно-технологического общества; разработку и реализацию культурно-образовательных проектов и программ в рамках государственных стандартов общего образования и стратегии развития воспитания; презентацию и трансляцию инновационного опыта раскрытия и развития детской одарённости в сетевом, городском и федеральном педагогическом пространстве; научную, организационную и методическую поддержку проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся; практическую реализацию Концепции развития дополнительного образования; проектирование интегративной и инклюзивной образовательной среды для детей с ОВЗ.
Сетевая инновационная площадка ориентирует исследовательский коллектив лицея на включение педагогов и обучающихся на портале «Школьные проекты.рф» во всероссийский конкурс проектных и исследовательских работ «Горизонты открытий», во всероссийский культурно-образовательный проект «Школьные театральные сезоны», во всероссийском конкурсе педагогических проектов «Берега детства», всероссийском издательском проекте «Электронный научно-методический журнал «Профилактика (интернет) зависимостей», во всероссийской медиа-платформе «Школьное телевидение».
Ключевые направления работы площадки – это проект «Школа инженерного мышления» (вариативные модели организации научно-технического и естественнонаучного образования), культурно-образовательный проект «Культурное наследие России», образовательные модели межрегионального и международного сотрудничества «Мосты дружбы» и модели деятельности лицейских ученических научных обществ.
Проект «Формирование культуры здорового образа жизни обучающихся — путь к здоровью нации» («Сотвори свое здоровье»)
Здоровьесбережение, как и раньше, является ведущим и системообразующим направлением работы педагогического коллектива лицея. Моделируется и продолжает создаваться здоровьесберегающая и здоровьетворящая образовательная среда, в которой обеспечены оптимальные условия для развития личности, ее самосознания, самореализации, проектировании своей индивидуальной программы сохранения и укрепления здоровья, понимания необходимости успешной социализации и самореализации.
Привлечение к реализации данного проекта максимального количества лицеистов и их их родителей стало основной задачей руководителей проекта. Общей целью является профилактика вредных привычек и воспитание потребности в здоровом образе жизни.
В реализации проекта задействованы как внутренние силы лицея воспитательно- образовательного характера: библиотека лицея, классные руководители, тьюторы, так и другие социальные партнеры. Анализ состояния здоровья детей в конце учебного года показал, что значительно уменьшились пропуски уроков по болезни по сравнению с прошлым годом (с 35,2 % до 27%), % заболеваемости учителей снизился на с 31% до 23 %. Не было зафиксировано ни одного случая курения обучающихся в стенах лицея и вблизи его, в период эпидемии гриппа число заболевших обучающихся уменьшилось в сравнении с прошлым годом , с 28 % до 21%.
Проект «Модель инклюзивного обучения в условиях образовательного пространства лицея»
Областная инновационная площадка. Приказ МОПО РО №49 от 31.01.2017 г.
Модель инклюзивного образования, организованная в МАОУ «Классический лицей №1 «. Опыт работы с детьми с различными проблемами у нашей школы начинается с 2006 года. Ин-клюзивное образование в лицее базируется на модели разноуровневого обучения в средней и старшей школе (5-11 классы). Выбор данной модели был сделан на основе анализа накопленно-го опыта и изучения опыта других стран. После вступления в силу нового закона РФ «Об обра-зовании» в 2013 году, мы построили свою собственную эффективно работающую модель с уче-том реальных финансовых и кадровых возможностей нашего образовательного учреждения и анализа ситуации в ростовском и российском образовании в целом. На различных ступенях образования реализация инклюзивного подхода строится по-разному. Чем ребенок младше, тем интенсивнее оказываемая ему помощь.
Наша модель не универсальна. Мы разделяем понятия «социальной инклюзии» и «образо-вательной инклюзии». Так как мы вынуждены рассматривать не идеальную, а реальную ситуа-цию в российском образовании, приходится признать, что не всем категориям детей с ОВЗ в современных условиях подходит образовательная инклюзия в массовой школе с учетом имею-щихся для этого ресурсов.
Все классы нашего лицея, с 1 по 11, являются инклюзивными, отдельных классов для детей с ОВЗ мы не открываем. Все дети с ОВЗ являются учениками общеобразовательных классов, их сопровождает тьютор. Важным моментом является организация специального пространства, особой среды. У нас есть несколько ресурсных зон: открытая библиотека, игровые зоны для проведения перемены, комната психологической разгрузки. В каждом классе начальной школы предусмотрено соответствующее пространство для релаксации.
У нас сформирован основной способ подготовки к инклюзивному обучению — занятия в большой инклюзивной группе подготовки к школе (не более 15 человек), которые ведет учитель начальной школы, владеющий арсеналом психолого-педагогических методов, необходимых для конструктивной работы в неравномерной группе учащихся.
В инклюзию в средней школе дети приходят либо из нашей инклюзивной начальной школы, либо это дети, прошедшие в начальной школе подготовку к инклюзивному обучению по другим моделям.
Система работы в начальной школе строится на комплексном подходе, включающем в себя поведенческий и эмоционально-смысловой. Организована командная работа специалистов, в которую помимо учителей начальных классов входят педагоги-психологи, учителя-логопеды, тьюторы и волонтеры. Наиболее интенсивная психолого-педагогическая помощь оказывается именно на этапе начальной школы. Наша система предполагает, что все специалисты прежде всего работают с целым классом, наблюдают, как проявляют себя дети на уроках, консультируют учителей, проводят экспресс-диагностику, ведут с учителями бинарные уроки, постепенно обучая их своим технологиям. Все специалисты применяют в своей работе принципы поведенческого анализа.
В 5-7 классах модель сопровождения детей с особыми образовательными потребностями (ООП) основана на технологии разноуровневого обучения. С 8 по 11 класс в лицее осуществляется предпрофильное и профильное обучение. Там уже невозможна такая гибкая система, как на ступени с 5 по 7 класс. Возможна ситуация, когда ни один профиль в полной мере не подходит ребенку с ОВЗ. Тогда составляется индивидуальный учебный план, включающий в себя, в том числе, и обучение с использованием дистанционных технологий.
Мы используем разные педагогические технологии сопровождения детей с ОВЗ на этапах начальной, средней и старшей школы, однако важными элементами всей выстроенной модели являются преемственность в работе специалистов, непрерывное психолого-педагогическое со-провождение детей на протяжении всего времени обучения в школе, командный подход в работе службы сопровождения.