МИК «ГЛЮОН» и лицей №1: грани сотрудничества
Участие в интеллектуальных конкурсах и состязаниях является приоритетным направлением деятельности обучающихся МАОУ «Классический лицей №1» г. Ростова-на-Дону.
Выявление одаренных детей, их психологическая поддержка, создание учебной среды, ориентированной на высокую потребность к знаниям является основой современной и передовой школы.
Очевидно, что при любых схемах отбора одаренных детей собирать только одаренных в одном месте (к примеру, в лицее) практически невозможно. Следовательно, всякая школа (лицей) отбирает себе учащихся в основном не столько (не только) одаренных, а прежде всего способных к обучению детей, которые ориентированы на получение высокого интеллектуального образования. Однако лицей, собрав в своих стенах таких детей, сталкивается с проблемой, как помочь способному ученику найти себя, поддерживать высокий интеллектуальный уровень по многим предметам. Одним из наиболее ярких внешкольных мероприятий, стимулирующих саморазвитие знаний учащихся, являются олимпиады, научные конференции школьников.
Однопрофильные олимпиады требуют от учащихся глубокой, выходящей за рамки школьной программы подготовки и тем самым отодвигают достаточно одаренных детей, которые еще не выбрали себе узкой специализации. Окружающий школьника современный мир, его (мира) насыщенность информацией приводят к тому, что даже одаренные школьники обладают большим разбросом в знаниевых уровнях и неумением сосредоточиться на небольшом числе предметов. Задача образовательного учреждения для развития и поддержки индивида и его широкого интеллектуального развития, приводит к поиску новых путей и условий развития интеллекта. Одним из таких путей является участие в многопрофильных олимпиадах. Отличие их от однопрофильных состоит в том, что задания по каждому из профилей, как правило, несколько слабее, чем в узкопрофильных, но участие всех учеников во всех турах многопрофильной олимпиады создает в целом интеллектуальное напряжение не меньше, а может быть и больше, чем в однопрофильных олимпиадах. Такие олимпиады способствуют не только развитию интеллектуальных способностей школьников, но и поддерживают уверенность их в своих способностях и порождают стремление к развитию этих способностей. Следовательно, многопрофильные олимпиады заполняют собою огромную нишу в образовательном процессе развития и отслеживания интеллектуально одаренных детей. Олимпиады и конференции являются органической частью современного образования высокого уровня.
Эти вопросы лицейского образования позволило решить сотрудничество лицея с Международным Интеллект-клубом «Глюон» и с президентом Международного Интеллект-клуба «Глюон» профессором В.В. Альминдеровым.
Программой Международного Интеллект-клуба «Глюон» предусматривается разработка и осуществление интеллектуальных состязаний, проводимых с целью поиска, отбора и поддержки интеллектуально-творчески одаренных детей, проявляющих интерес к фундаментальным наукам и информатике. Одной из основных задач является поиск наиболее эффективных форм и средств активизации творческой активности высокомотивированных детей в области физики, математики, биологии, экологии.
Такими формами интеллектуальных состязаний являются:
- Международный фестиваль «Дети. Интеллект. Культура»;
- «Интеллектуальный марафон» — международная многопрофильная лично-командная олимпиада по направлениям: физико-математическое, биолого-экологическое, историко-культорологическое;
- Международный Турнир «Компьютерная Физика» и параллельно ему Конкурс компьютерного творчества.
Помимо этого, раз в два года проводятся Международные научно-методической конференции «Интеллектуальная и Творческая Одаренность. Проблемы. Концепции. Перспективы».
Лицей активно участвует с 1993 г. практически во всех акциях МИК «Глюон», добиваясь хороших результатов выступлениями своих лицеистов. Также Лицей является региональным центром МИК «Глюон».
Участие лицея в лично-командном состязании «Интеллектуальный марафон» помогло выработать методику подготовки лицеистов к физическим и математическим олимпиадам, что привело к неоднократным победам на олимпиаде «Интеллектуальный марафон».
Плодотворное сотрудничество Классического лицея и МИГ «Глюон» будет продолжаться и в будущем: расширение участия в Интеллектуальном марафоне биолого-экологической его части и в Международном Турнире «Компьютерная Физика», особенно участие в Конкурсе компьютерного творчества. Возможно совместное проведение акций МИГ «Глюон» и Классического лицея.
Активное участие и общение с коллегами всей активной Европы в научно-методических конференциях «Интеллектуальная и Творческая Одаренность. Проблемы. Концепции. Перспективы» позволит лицею поддерживать научно-методическое обучение на современном уровне и добиваться высоких результатов наших лицеистов.